17.08.2024 00:00
Новости

Смелый шаг Кыргызстана: Президент предлагает ввести «английское право» для привлечения инвестиций

Смелый шаг Кыргызстана: Президент предлагает ввести
На Народном собрании в безопасности столицы Кыргызстана в декабре 2023 года президент Садыр Жапаров озвучил рискованный, но потенциально выгодный шаг — введение «английского права» в стране. По его мнению, данный шаг может стать ключом к привлечению дополнительных иностранных инвестиций и улучшению бизнес-климата. «Английское право», известное также как «право Англии и Уэльса», основывается на судебных прецедентах, которые позже превращаются в законы. Эта система была принята многими странами, входящими в британское содружество, такими как Великобритания, Австралия и США. Однако стоит отметить, что опыт применения данной правовой системы в странах с различием в правовых традициях, как в России и Казахстане, часто оказывается неудачным, что связано с несовместимостью правовых норм и менталитета. Президент подчеркивает, что для обеспечения настоящего суверенитета Кыргызстана необходимо сосредотачиваться на разработке собственной правовой системы и повышении качества инвестиционного законодательства. Введение «английского права» само по себе может не быть решением проблемы, поскольку Западные экономики, включая Великобританию, не проявляют особого интереса к экономическому росту республики. Следует отметить, что товарооборот между Кыргызстаном и Великобританией в 2023 году составил всего 60 миллионов долларов, а объем прямых иностранных инвестиций по-прежнему остается на нулевом уровне. Создание более прозрачных и четких правил игры для бизнеса остается актуальным, учитывая низкие позиции республики в рейтинге Doing Business Всемирного банка. Факторы, такие как «ручное управление» экономикой и нестабильные условия ведения бизнеса, продолжают отпугивать потенциальных иностранных инвесторов от Кыргызстана. По завершении выступления президента на Народном собрании, в коридорах власти и среди бизнес-сообщества разгорелись жаркие дискуссии. Сторонники инициативы считают, что внедрение «английского права» создаст юридическую платформу, способную привлекать зарубежные компании, которые ищут более предсказуемую и прозрачную среду для ведения бизнеса. Тем не менее, мнения экспертов по поводу этой идеи разделились.К примеру, известный кыргызский экономист и юридический консультант Бакытбек Осмонов выразил скептицизм по этому поводу. «Внедрение ‘английского права’ в Кыргызстане — это рискованный шаг, который может обернуться большими проблемами. Наша правовая система и менталитет значительно отличаются от тех, что существуют в Великобритании. Мы должны учитывать не только юридические аспекты, но и культурные и исторические контексты. Кроме того, неконтролируемый пересмотр законодательства может создать дополнительные преграды и неразбериху в бизнес-среде», — отметил он.Кроме того, Осмонов добавил, что успешные примеры внедрения «английского права» в других странах часто основываются на наличии развитых институтов и доверия к судебной системе. «В Кыргызстане мы все еще сталкиваемся с проблемами коррупции и недостатком правоприменительной практики. Просто внедрить право — этого недостаточно. Нужны реформы в обучении судей, улучшении доступа к правосудию и, что самое важное, формировании культуры законопослушания», — сказал эксперт.Несмотря на это, президент Жапаров продолжает настаивать на необходимости закона, который позволит больше ваша привлечь иностранные инвестиции. «Мы должны делать все возможное, чтобы создать систему, которая будет удобной для инвесторов, и ‘английское право’ может стать первым шагом на этом пути», — заключил он, тем самым подчеркивая свою уверенность в том, что этот шаг может стать поворотным моментом для победы над экономическими вызовами страны. Смешанные чувства среди экспертов, колебания инвесторов и политическая воля правительства несомненно создают интересную, но неоднозначную картину на горизонте юридических и экономических реформ Кыргызстана. Будущее покажет, насколько смелый шаг президента сможет оправдать ожидания и защитить интересы народа.
143
216